Бортовой (бордюрный) камень принято считать материалом, применяемым только в благоустройстве дорожной инфраструктуры – в виде разграничительной полосы между проезжей частью и тротуаром. На практике он применяется еще и в садовой архитектуре.

Бордюры бывают разные

...И не столько ради архитектурных изысков, сколько для вполне прагматических целей. Укладывают бордюрный камень по периметру газонов, клумб, а также по краям садовых дорожек с целью сохранения ландшафта, чтобы почва оставалась в заданных границах, а дорожки не расползались из-за смен температурно-влажностного режима.

Отсюда многообразие видов бордюрного камня, который бывает:

  • дорожным, для обозначения тротуарных, парковочных, прогулочных зон;
  • газонным, как правило, некрупным, служащим для обустройства ландшафта, в рамках отдельно взятого парка, сквера, газона;
  • садовым, который хорошо известен горожанам в виде кирпичей, обрамляющих клумбы и небольшие цветники.

Технология укладки бордюра любого предназначения не сильно различается. Основные этапы:

  • выкапывание траншеи по ширине и высоте камня и глубине закладки;
  • обустройство на дне траншеи «подушки» из песка или щебня;
  • сооружение разметки с помощью натянутой вдоль веревки, фиксируемой вбитыми колышками;
  • размещение бордюра в траншее и заливка его основания бетонно-песочным раствором;
  • выравнивание бордюра по горизонтали с помощью лома или монтировки и по высоте – резиновой киянкой.

Формы и цены

Марки и форма бордюрного камня весьма подробно регламентированы ГОСТом, в котором прописаны состав изделия, размеры и его форма – в зависимости от сферы применения. Например, для отделения проезжей части от тротуаров и газонов, пешеходных дорожек, выездов на тротуары, велосипедных дорожек и т. д. – всего около двадцати позиций.

Кроме того, технология установки регламентирована СНиП (строительными нормами и правилами). В городах выполнение этих требований обязательно.
Конечно, в документах не содержится никаких требований по цене за работу по установке бортового камня. Ее диктует рынок. В Москве расценки примерно следующие.

Демонтаж дорожного бортового камня будет стоить примерно 150 руб. (здесь и далее единицей измерения служит погонный метр). Установка бордюра – 500-600 руб. Причем садовый бордюр обойдется почти вдвое дешевле – 350-380 рублей.
Цена самого бордюрного камня зависит от множества показателей, основные из которых: габариты, марка и класс бетона, определяющие морозостойкость и водопоглощение. То есть разброс цен может быть велик: от 100 до 600 руб. за штуку и выше, если речь идет о декоративном поребрике для обустройства садово-паркового ландшафта.